В нашей стране дзюдо и самбо всегда развивались совместно – все борцы боролись на соревнованиях и разряды выполняли по обоим видам. Итог этого закономерен – выработалось общее ядро техник, позволяющих добиваться результата в обоих видах, терминология приемов используется самбистская, методики тренировок часто сливаются. Причины на поверхности - после включения дзюдо в программу Олимпийских игр и начала его активного развития в СССР, дзюдо развивалось не с нуля, а именно путем переквалификации самбистов.
Тем не менее, даже современное дзюдо и современное самбо - внутренне очень различающиеся системы. Сформулирую свое видение так – борца можно подготовить по системе самбо и расширять навыки, используя дзюдо, либо подготовить по системе дзюдо и расширять навыки, используя систему самбо, но обучать самбо и дзюдо новичка одновременно невозможно. Даже подготовленный в обеих дисциплинах спортсмен внутри себя определяет основную базу – «я самбист, могу бороться «по дзюдо», либо «я дзюдоист, могу бороться «по самбо».
Сводная таблица группировки различий систем борьбы дзюдо и самбо с комментариями
САМБО |
ДЗЮДО |
Судейство и оценки |
|
1. Самбо борьба оценивается с точки зрения поединка, оценка броска зависит от положения, в котором оказались борцы после его проведения. Если бросок выполнен в падении или с колен, он никогда не будет оценен так же высоко, как бросок из стойки.
Бросок с колен или в падении оценивается максимум в 4 балла (для победы требуется 12)
|
Дзю-до Чем выше техника исполнения броска, тем большую оценку получает борец, вне зависимости от того, какой из бросков он проводит. Главное, чтобы этот бросок входил в технический арсенал борьбы.
Возможна чистая победа броском с колен и в падении.
|
2. Удержание оценивается в 4 балла (на самом деле, если борец провел не полное удержание на 2 балла, он может получить плюс 4 балла за повторное полное удержание, итого максимум 6 баллов).
|
Удержание 30 секунд – чистая победа |
3. Легче получить минимальный бал (за бросок на живот и броски из партера на спину) |
Данные технические действия не оцениваются (почему – см. п.1) |
4. Баллы суммируются, победное преимущество (12 баллов) можно набрать любой комбинацией баллов |
Существует различение оценок по качеству (кока – юка – вазаари-иппон) - более высокая оценка стоит больше, чем любое количество более низких оценок (см.п.1) |
5. Исторически судьи дают борцам время «потолкаться», прежде, чем штрафовать борцов за пассивное ведение борьбы идет предупреждение, каждый штраф ограничен величиной в 1 балл. Иное понимание противоборства: борьба есть борьба и главное - «мера силами», броски – это не вся борьба, а ее кульминация. |
Исторически очень быстро судьи наказывают пассивное ведение борьбы, штрафные баллы растут (шидо – чуй- кейкоку) и качественно различаются, как и баллы за технические действия (п.4). Иное понимание единоборства – борьба не есть мера сил, а соревнование в уровне овладения определенной техникой. |
6. Исторически судьи дают борцам подольше повозиться в партере и попытаться взять атакующий захват, если его нет сразу после броска или перевода в партер. (см. п.1) |
Исторически судьи при отсутствии надежного атакующего захвата сразу поднимают борцов из партера. (см.п.1) |
7. Основная формула проведения соревнований – набор штрафных баллов в зависимости от качества победы-поражения (чистое поражение – 4, поражение – 3, победа по мнению судей – 2,5, победа незначительным преимуществом – 2, победа по баллам -1, чистая победа -0). Борец выбывает с соревнований после набора 6 штрафных баллов и итого не может вылететь раньше двух кругов. Возможно дальнейшее продвижение в соревнованиях не смотря на поражения в зависимости от качества последующих побед. |
Основная формула проведения соревнований - по олимпийской системе с «утешениями». Вылет из соревнований возможен после первого круга, продолжение соревнования после поражения возможно только в случае выхода обидчика в финальную часть, борец, занявший третье место, проводит больше схваток, чем борец, занявший первое (дополнительные поединки с утешением). |
А) В совокупности это дает следующий интересный эффект – более слабые борцы в схватках против сильных соперников на соревнованиях по дзю-до получают существенно меньшую вероятность провести оцененный судьями бросок, зато существенно большую вероятность проиграть, причем досрочно. На соревнованиях по самбо более слабый соперник может использовать менее рискованную тактику бросков на 1-2 балла, отлежаться в партере или отстоять без активной борьбы,
В целом, правила судейства дзю-до максимально облегчают занятие первых мест более сильными борцами, правила самбо заставляют их приложить для выигрыша принципиально больше усилий. В то же время на соревнованиях по самбо возрастает роль морально- волевых качеств, за счет которых более слабые борцы получают реальную возможность добиться результатов.
Соревнования по самбо сравнительно лучше «куют характер» и способствуют развитию веры в себя (при абсолютно одинаковом ходе схватки спортсмен, проигравший одним и тем же броском «по баллам» в самбо ощущает себя психологически более уверенно и оценивает свой поединок выше, чем проигравший «чисто» в дзю-до, и наоборот). |
Форма |
7. Куртка короткая, и жестко фиксируется поясом через прорези. |
Кимоно длинное, но свободно перехватывается поясом. |
8. Шорты |
Штаны |
9. Классическая обувь для борьбы (борцовки) |
Борцы выступают босиком |
Используемые технические действия |
|
10. Разрешены болевые на ноги, узлы на локтевой и рычаги на плечевой суставы. Данная техника очень подробно разработана и активно используется. |
Запрещены |
11. Запрещены удушающие (скорее всего, из-за менталитета и классических традиций борьбы, но так же и см. п.7). |
В соревновательной практике используется техника удушений отворотом кимоно (см. п.7), существуют так же удушения ногами и рукой.
|
12. Разрешены броски ножницами и обвивы. Отдельная техника – переход на болевой на ногу из стойки. |
Запрещены |
13. Все захваты равноправны. Существуют технические направления и схемы борьбы захватом за пояс, на одностороннем захвате, захвате за оба рукава. Броски с захватом руки на и под плечо не получили широкого распространения, зато все подножки как вперед и назад, так и броски через спину проводятся в варианте с подбивом предплечьем под мышку. |
Классическим считается только захват за рукав и противоположный отворот. Отдельные броски проводятся в варианте «макикоми» – с захватом руки под плечо. Прочая техника имеет рудиментарный и вспомогательный характер. |
14. Существенно отличается мода на броски.
Активно используются выхваты ног и броски с прихватом ног. |
Наиболее популярны подхваты. Хорошим тоном является подхват изнутри. |
Менее очевидное, но довольно существенное различие в технике выведения из равновесия и броска. Причем различие это не взаимодополняющее, а взаимозаменяемое. Отличается именно сам базис основных движений, на которых борец строит рисунок бросков и борьбы. |
15. Обучение выведению из равновесия проводится на неподвижно стоящем сопернике, необходимо освоить силовое выведение вперед- назад, акцент на создании момента броска. Отработка бросков с места.
|
При выведении из равновесия активно используется инерция движения, акцент на умение «поймать» момент броска. Отработка бросков в движении или бросок после нескольких подворотов, когда бросающий «поймал» момент. |
16. Основной захват – рукав и отворот на уровне груди, в процессе выведения из равновесия и перехода к броску противоположный локоть выводится под мышку противника как при бросках вперед, так и при бросках назад и вбок.
|
Основной захват – рукав и отворот на уровне шеи, в процессе выведения из равновесия локоть противоположной руки отводится в сторону при бросках назад и вперед при бросках вперед. |
17. Броски подножкой построены на противоположном импульсе бедра и туловища, движение бедра подбивающее |
Броски подножкой в современном дзюдо построены на силе скручивания всего тела, туловище и выпрямленная нога действуют едино, движение бедра – скручивающее. В классических 40 приемах Д.Кано подножка из стоики отсутствует, подножки присутствуют в виде бросков «посадкой». |
Как следствие – различные рисунки борьбы в двух видах. В самбо существует рисунок борьбы, при котором соперники берут обоюдный захват за пояс и очень низко наклоняются, защищаясь от выхвата ног, после чего ведут долгую силовую борьбу. Данный тип схватки абсолютно отсутствует в дзюдо, зато свойственен борьбе на поясах и национальным разновидностям.
|
|